Открытые уроки учителя истории и обществознания, Юсуповой г.р., Резиды Дамировны.

Адрес: с.Новоаширово Матвеевского района Оренбургской области

Телефон: (256) 24-5-36


  Образование
Высшее

  Опыт работы
МОУ « НОВОАШИРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект урока по истории , проведенного
в 7-ом классе учителем Юсуповой Р.Д.
Урок-размышление . Тема :"Русь-корабль, перед ней океан...".
2006 год.


ЦЕЛЬ УРОКА: проанализировать деятельность Петра 1 по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императора; развивать умение моделирования ситуаций, составлять «портрет» исторического деятеля; воспитывать интерес к событиям прошлого.

ОБОРУДОВАНИЕ : карта ,выставка книг, стенд «Петр1», компьютер.

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово учителя.

История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я выбрала слова Белинского: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем».

Итак , сегодня мы проводим нетрадиционный урок. Урок-размышление. Его тема звучит не совсем обычно. « Русь-корабль, перед ней океан..»
Мы поразмышляем над вопросами :

1.Почему Россия в 17 веке была отсталой страной?
2.Почему А.С.Пушкин сказал «Петр 1 прорубил окно в Европу…»?
3.Какой путь выбрал наш «корабль Россия»? Наш кормщик- Петр 1 ?
4.Каковы последствия выбранного Петром 1 пути ?
(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

II. Почему Россия в 17 веке была отсталой страной?
Мы послушаем историческую справку о состоянии России до Петра 1 и ответим на этот вопрос.
( Денис рассказывает )

III. Почему А.С.Пушкин сказал « Петр 1 прорубил окно в Европу…»?

Мы сделали вывод, что главной причиной отсталости России было то. что у нее не было выхода к морям.. И эту проблему надо было решить .
1. Беседа.
 Какие шаги предпринимает Петр 1 , чтобы решить эту задачу?
 Каковы цели «Великого посольства»?
 Начало Северной войны.
 Основные сражения Северной войны. (Дается оценка основным сражениям ).
В ы в о д.
2.Самостоятельная работа.
Задание на карточке. Установить хронологическую последовательность событий Северной войны.
1) Гангутское сражение;
2) Полтавская битва;
3) Основание С-Петербурга;
4) Битва под Лесной;
5) Ништадский мир.
3. Решение познавательных задач.
1) Каким предметом одежды награждал Петр 1 воинов отличившихся полков?
2) Однажды Петр 1 проезжал мимо солдатских казарм. Видит, что солдаты учатся ходить строем. К правой ноге солдат привязан пучок соломы, а к левой пучок сена. Поручик подает команды «Солома! Сено!» . Петр удивился и спросил у поручика , почему он дает такую команду.
Что ответил поручик Петру?

IV. Какой путь выбрал наш «корабль Россия»? Наш кормщик- Петр 1 ?

1.Работа со слайдами на компьютере. ( Административные и экономические реформы).
2. Составление исторических справок с ключевыми словами. (Преобразования в области культуры).
Учащиеся получают карточки с историческими терминами (ключевые слова). Что они означают, с какими событиями они связаны? Составить историческую справку.
Бородовой знак, ассамблея, Академия наук, политес, «Юности честное зерцало», европейское летосчисление, Кунсткамера.

V. Каковы последствия выбранного Петром 1 пути ?
«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые жестоки, своенравны и. кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего; вторые вырвались у нетерпеливого , самовластного помещика». А.С.Пушкин.
Защита проблемы. Учащиеся работают в группах.
Первая группа. Петр-правитель, крепостник « по своей воле и благомнению».
Вторая группа. Петр 1 был Великим реформатором, полководцем.
VI. Итог урока.

  Дополнительные сведения
Конспект урока обществознания по теме «Юридическая ответственность», проведенного в 9-ом классе учителем Юсуповой Р.Д.
Новоаширово-2008 год.

Тема. Юридическая ответственность.

Цели урока :
1.Добиться усвоения обучающимися основных понятий урока.
2.Учить анализировать свое поведение с точки зрения юридической ответственности.
3.Развивать у обучающихся навыки решения практических задач, практической работы с законами, нормативными документами.
4.Продолжать формировать у обучающихся основы правовой культуры; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
5.Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, социальным и правовым нормам.

Основные понятия и термины : юридическая ответственность, наказание, административная ответственность, уголовная ответственность, дисциплинарная ответственность, проступок, материальная ответственность.

Оборудование: компьютер, Конвенция о правах ребенка, кодексы РФ, изображение древнегреческой богини Фемиды, карточки с практическими заданиями, карточки с вопросами.











ХОД УРОКА.

I. НАЧАЛО УРОКА.

Эпиграф к уроку « Не быть подчиненным никакому закону- значит быть лишенным самой спасательной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от самих себя» Г.Гейне.
Мы живем в обществе, где существуют законы, в обществе которое строит правовое государство. А мы знаем, что главный признак правового государства это верховенство закона. В таком государстве перед законом все равны и одинаковы и дворник, и президент. Недаром древнегреческую богиню правосудия Фемиду изображают с повязкой на глазах, а весы на руках означают, что правосудие должно правильно определить вину и наказание.
Сегодня мы познакомимся с видами юридической ответственности. За какое правонарушение какая юридическая ответственность наступает.

II. Проверка домашнего задания.
Повторение тем: «Трудовое и семейное право» и «Преступление».
1.Опрос-беседа.
Правоспособность- способность иметь права и обязанности.
Дееспособность- способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.
Эмансипация- объявление молодого человека полностью дееспособным раньше срока.
- Назовите виды прав и свобод ребенка.
- Разъясните на конкретных примерах смысл :
 право на свободу слова и совести;
 право на жизнь;
 право жить в семье.
-В нашей стране ребенок обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такие правила заключены в кодексы разных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой кодекс и др.)
-Как называется главный международный документ о правах ребенка?
2. Игра на знание Конвенции. ( Дети работают в мини-группах по два человека) Каждая группа должна показать, как учитывается (или нарушается) та или иная статья Конвенции в ситуациях, изложенных в известных сказках.
Р а б о т а н а ко м п ь ю т е р е.
Ст.16, часть 1- «Муха-цокотуха», ст.32- «Маша и медведь», ст. 37-«Дюймовочка», ст.-31-«Малыш и Карлсон», ст.30-«Теремок», ст.12 –«Маугли».
3. Решение задач.
-Ну , а сейчас представьте , что вы адвокат, и вам необходимо определить в какой форме совершено преступление : умышленное или неосторожное.
1. 14 летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок , а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен.
2. Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом.
3. Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб.
4. Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои.

III. Изучение нового материала.
1.У ч и т е л ь объясняет что такое административный проступок и какая ответственность предусмотрена законом за его совершение.
2.Учащиеся самостоятельно знакомятся с гражданским правонарушением (работа с учебником) .
-Какую ответственность несут нарушители гражданского права?
3.Учитель раскрывает сущность понятия «дисциплинарный проступок».
4.Работа с Уголовным кодексом РФ.
Анализ статей 20, 43, 45 Уголовного кодекса РФ.
Наказания : обязательные и исправительные работы, ограничения по военной службе, арест, ограничения свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.
5.Презумпция невиновности.
IV. Закрепление изученного.
1.Учащиеся получают индивидуальные карточки с заданиями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Какие правонарушения (преступления) совершили ниже приведенные лица? Укажите, к какому виду юридической ответственности они могут быть привлечены?
1. Гражданин М. перешел улицу на красный сигнал светофора.
2. Андрей Р. ночью разбил стекло газетного киоска и похитил несколько сотен значков.
3. Гражданин С. перебегал улицу в запрещенном для перехода месте перед движущейся автомашиной. – Водитель, пытаясь избежать наезда, резко вывернул руль. В результате произошло столкновение двух автомобилей и один человек погиб.
4. Пятнадцатилетний Н., находясь в нетрезвом состоянии, приставал к гуляющим в парке прохожим.
5. Александр в магазине выхватил кошелек из рук покупателя и попытался убежать.
6. Сергей Л., угрожая прохожему самодельным кастетом, вынудил отдать ему часы.
7. Двое тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались в помещение детского сада, побили там посуду, переломали мебель, игрушки.
8. Играя во дворе в футбол, ребята попали в форточку окна мастерской. Форточка оторвалась и упала на автомобиль гражданина Д., повредив покрытие машины.
9. Гражданин К., поссорившись с соседом, решил отомстить ему. Из этих побуждений он написал в органы прокуратуры письмо, в котором ложно обвинял соседа в совершении тяжкого преступления. Расследование показало, что обвинение не соответствует действительности и что у К. не было никаких оснований для обвинения.
10. Исполнитель не выполнил заказ в срок.
11. Н. появился на работе в пьяном виде.
12. Подросток украл личные вещи из школьной раздевалки.
Ответы к практическим заданиям по теме «Юридическая ответственность»
1. Административное. 2. Уголовное (преступление). 3. Гражданин С. – административное, водитель не будет признан виновным, т.к. его действия вызваны крайней необходимостью. 4. Административное. 5. Уголовное. 6. Уголовное. 7. Уголовное. 8. Гражданское. 9. Гражданское. 10. Гражданское. 11. Трудовое. 12. Уголовное.

2.Юридическая консультация.
Учитель раздает учащимся карточки с вопросом. Учащиеся задают вопрос учителю.
1) Какое наказание предусматривает закон за ношение холодного и огнестрельного оружия?
( «Финка» в кармане – преступление. Наказание за него – лишение свободы на срок до 2-х лет или исправительные работы до одного года.
Подобные деяния, связанные с огнестрельным оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами, наказываются более сурово – лишением свободы на срок до пяти лет.)
2). Каковы особенности уголовного наказания несовершеннолетних в РФ:
а) недопустимость смертной казни;
в) недопустимость лишения свободы на срок более 10 лет.
3)Имеет ли право милиционер остановить подростка на улице и отправить в отдел милиции?
(Да, остановить подростков он имеет право. А вот доставить его в отделение он может лишь в том случае, если у подростка нет документов или он в чем-то подозревается и надо проверить его личность.)
4) На какой срок могут задержать подозреваемого ?
( если Вас задержал сотрудник милиции как подозреваемого в совершении преступления, он доставляет Вас в отделение милиции, где Вас могут на 72 часа поместить в ИВС (изолятор временного содержания), через 72 часа обязаны отпустить , если вам не предъявили обвинения ).

3. Проблема. В нашей стране существует мораторий на смертную казнь. Какое ваше мнение : за или против отмены смертной казни ( учащиеся приводят аргументы).
V. Домашнее задание.
П. 16, ответить на вопросы, заполнить таблицу ( стр.125), подготовиться к итоговому уроку.

Hosted by uCoz