Опыт учителя истории

4. Актуальность.

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:
• адаптация детей к современной социокультурной среде;
• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.


6. Условия возникновения и становления опыта.

Современного ребенка окружает океан быстро меняющейся информации. Дома или на уроке он постоянно сталкивается с этим огромным потоком. Возникает проблема: как обучить ребенка, как подготовить его к современным условиям жизни?
Система проблемного группового (развивающего) обучения истории в большей мере ориентирована на развитие творческих способностей, умений и навыков обрабатывать различную информацию, способности сделать правильный выбор. При этом система учитывает психофизиологические особенности учащихся .
Решение этих проблем приводит к одному выводу: необходимо развивать познавательную деятельность учащихся. Таким образом, главная цель учителя на уроке создать благоприятные условия для активного развития познаватель- ной деятельности, успех которой в значительной мере зависит от разнообразия познавательного пространства.
Компьютер, а точнее презентации урока смогут решить проблему. С помощью компьютера можно на уроке (не применяя особых материальных затрат, а самое главное - экономя время урока) решить исторические задачи более разнообразными способами.
Когда в 2004 году в школу поступили компьютеры я решила работать над проблемой «Применение компьютерных технологий на уроке». В начале были сложности, так как учащиеся только начали овладевать компьютерной грамотой. Да и самой приходилось работать над усовершенствованием умений работать с компьютером.
Для успешного достижения цели необходимо создать гибкую систему, в которой применение компьютерных технологий было бы целесообразно. Поэтому при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства; местоположение учащихся; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала.
Построение компьютерной презентации урока истории на основе психологических исследований учащихся позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету , а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к истории.
Поэтому я и в дальнейшем решила работать над этой проблемой. Мне необходимо еще научиться работать с программами : Windovs Movio Maker-запись и монтаж файлов мультимедиа, Offike Visio -2007 (редактор схем), Offike Outlook-программа управления электронной почтой.



Школа выполняет социальный заказ общества. Использование компьютера на уроках гуманитарного цикла, в частности истории, позволяет готовить к жизни всесторонне развитого человека, востребованную в обществе личность.


































8. Основные компоненты опыта.

Использование компьютера позволяет учащимся облегчить процесс восприятия знаний, не затрачивая большого количества времени на поиск необходимой литературы, а получать информацию из базы данных компьютера.
Своей целью при использовании компьютера на уроках истории я ставлю расширение представлений учащихся о возможности получения дополнительных знаний по истории. Этому способствует использование CD по истории, образовательных энциклопедий, выход в Интернет. Ученики готовят сообщения, рефераты по отдельным темам, используя материалы из вышеперечисленных источников. Такая форма работы способствует не только получению учениками большего объема знаний, но и его заинтересованности определенной темой, формирует компьютерную грамотность.
В педагогике наглядность всегда считалась и считается важнейшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. Такой принцип был впервые сформулирован Я.А.Каменским и в дальнейшем развит И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским и др. Наглядное использование учебных материалов является одним из важнейших элементов любого учебного процесса по любой из учебных дисциплин. Эффективность усвоения информации возрастает в последовательности: при чтении, на слух и визуально, а также при комбинировании этих способов обучения.
Наглядное пособие является средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, (а не само наглядное пособие) является главным в обучении. Наглядность стимулирует умственные процессы, развивает устную речь, способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся.
Использование компьютера на уроках истории в качестве дополнительного средства иллюстрации материала, позволяет сделать процесс усвоения знаний более легким, ярким, насыщенным, запоминающимся.
1. Одним из требований предъявляемых программой к урокам истории является формирование знаний о хронологии, знаний о счете лет в истории. Для более образного представления линии времени на уроках истории можно использовать компакт-диск «Энциклопедия истории России. 862-191.» Этот диск содержит интересный видеоматериал, имеющиеся анимационные карты дают полное представление о ходе битв, походов, сражений, а также я рекомендую этот диск учащимся для подготовки сообщений и рефератов по изучаемым темам.
2. На уроках, посвященных Великой Отечественной войне, используется диск «От Кремля до рейхстага» ( разработчик –республиканский мультимедиацентр), содержащий фото- и кинодокументы, наглядно иллюстрирующие ход войны.
3. При изучении тем по истории культуры использую такие компакт-диски , как «История искусства», « Шедевры русской живописи».
Изобразительный ряд, который показывает учитель на уроках, усваивается учащимися лучше, если известно, что позже потребуется не только перечислить, какие картины написал тот или иной художник но и узнать картину, назвав ее автора. Провести подобный опрос без применения компьютера крайне сложно. А вот компьютер такую возможность дает.
4. Использование программы презентаций Power Point на уроке позволяет создать анимационные слайды, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет школьнику легче усвоить новый учебный материал. Данная программа успешно мною применяется на уроках первичного изложения материала и закрепления. На уроке истории в 7-ом классе при повторенни темы «Эпоха реформ Петра 1» учащиеся сами создают слайды. При создании каждого слайда ученик превращается в компьютерного художника. У него развивается логическое мышление, в процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, у них повышается самооценка.
5. Программа Power Point позволяет разнообразить формы проведения кружковых занятий. Учащиеся 6-го класса подготовили презентацию по исследовательской работе « Ветеран Великой Отечественной войны Зималиев З.К.».
Учащиеся участвуют в районных и областных исследовательских конкурсах, и конечно же при помощи компьютерных технологий.
Развитию информационной культуры учащихся помогает Интернет. В этом году старшеклассники участвовали в международном игровом конкурсе «Золотое руно». Ответы на многие вопросы они нашли в Интернете.
Наличие в Интернете текстовой и иной информации, при написании рефератов и сообщений, помогает школьникам пользоваться готовой «шпаргалкой» для выступления на уроке.
Используя программу Publisher учащиеся составляют буклеты по темам. Такая работа помогает развитию анализировать и обобщать исторические явления, определять их значения, их причины и следствия.

Информационные технологи дают возможность по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. У школьников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Разнообразные формы проведения уроков делают основной упор на восприятие материала или через лекцию, на запоминание через чтение или же привлечение наглядных пособий. Использование компьютера на уроках истории позволяет сочетать многие приемы и формы проведения урока на одном.
Компьютерные технологии позволяют сразу же на уроке закрепить изученный материал с помощью тестов, заданий на соотнесение понятий, разноуровневых заданий.
Деятельность современного человека, так или иначе, связана с компьютером и информационными технологиями. Задача учителя правильно организовать процесс получения знаний учащихся из разных носителей информации, распределять эти знания по темам, оформлять их в виде таблиц, слайдов (презентаций), схем. Не дать ученику потерять свою индивидуальность, использовать на уроках истории для получения и закрепления знаний разные программы, формировать компьютерную грамотность.








































10. Система работы учителя и её результативность.

При составлении календарно-тематического плана сразу выделяются темы с применением компьютера.
Планируется дальнейшее использование компьютерных технологий на уроках истории в 5-9 классах. Выстраивается следующая схема :

5-7 классы
- применение компьютера как ТСО;
- частичное использование для контроля знаний.

8-9 классы
- применение компьютера как ТСО;
- использование для контроля и самоконтроля усвоения знаний;
- частичное выполнение элементов проектной работы.

К результативности своей деятельности я отношу:
• положительную мотивацию на уроках истории и обществознания с применением компьютера, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
• обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
• умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
• повышение уровня использования наглядности на уроке;
• повышение производительности урока;
• преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
• применение компьютерных технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.


11. Вывод.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф¬ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.




7. Сущность.

Существенная характеристика компьютера — его применимость в учебном процессе на самых различных уроках. Практика показала, что возможности компьютера в изучении истории исключительно велика.
Он обеспечивает такое «погружение» учащихся в культуру соответствующих исторических формаций, которое не может быть достигнуто никакими иными техническими средствами, в том числе и с помощью цветного телевидения; позволяет успешно использовать в обучении самые разнообразные типы познавательных задач и т. д.
Компьютерные технологии на уроках истории способствует :
 овладению каждым учащимся знаниями по истории на минимальном базовом уровне;
 формированию у учащихся умения самостоятельно работать с исторической информацией;
 стимулированию познавательного интереса к предмету;
 осуществлению практической подготовки к экзамену в форме тестирования.
Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимания учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране - в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируется все формы чувственного восприятия.
























5.Основополагающие принципы опыта.

Использование компьютерных технологий на уроках истории базируются на следующих общедидактических принципах :

• принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;


• принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет;

• принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;

• принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных;


• принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;

• принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный. Использование компьютера на уроках истории в качестве дополнительного средства иллюстрации материала, позволяет сделать процесс усвоения знаний более легким, ярким, насыщенным, запоминающимся;



• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Компьютер на уроках истории способствует формированию информационных, коммуникативных, и социальных компетенций; развивает исследовательские умения ( анализировать проблемную ситуацию, обобщать, делать выводы).







































9. Новизна.

Компьютер, как универсальное средство обработки, хранения и предоставления информации прочно вошел в нашу жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть « новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

Hosted by uCoz